Полеты в Индии в жестких условиях.Полет в грозу.
И была ночь, и шел всю ночь дождь, и было утро. И светило жаркое индийское солнце. Уже в 9 над вершинами Гималаев появились первые облака. В эти самые 9 мы выехали из Бира, а приблизительно через час наш джип остановился на старте. Водитель Нуреш поглядывая на стремительно увеличивающуюся кучёвку рассказал поучительную историю о пилоте из Непала, который вот также приехал и, не глядя на быстроразвивающуюся пагоду полетел в горы. А через несколько часов началась гроза, ну и в общем, больше этого парня никто не видел.
Первой стартовала Таня, за ней Оля и Рома, поболтавшись с часик над хребтами ушли в долину. Кучёвка тем временем развивалась, француз и пару англичан, которые только что приехали на старт, тыкали в неё пальцами, живо обсуждая толщину и цвет облаков, параллельно пытаясь накурить швейцарца дармовой травой, которую вечером дал им хозяин гостиницы. А у нас с Лёхой возникла безумная идея пролететь маршрут на Драмшалу и обратно(48 км в одну сторону). Используя мощные потоки под этими самыми облаками. К этому моменту мы уже хорошо влетались в местные горные условия, потоки до +8 встречались почти каждый день, и перестали щекотать нервы. А идея "просвистеть пулей" до Драмшалы, не теряя времени на набор высоты после перехода над ущельем между хребтами, была хоть и рискованна, но очень заманчива. Ну, в общем, мы решились.
Договорившись внимательно следить за развитием погоды и друг за другом, стартуем. Сразу после старта бодро набрали высоту и двинулись по маршруту. Прощай Бир, где же ты моя Драмшала. Сначала всё шло как обычно - над хребтами набирали в потоках, быстро пролетали зоны "слива" в ущельях. Ну вот отлетев от старта км на 10, приближаемся к области мощной термической активности. Да, вот это облака! Высокие, плотные горы сахарной ваты. Чувствуешь себя маленьким и слабым, пролетая рядом с этими исполинами на тряпочном крыле. 10 лет занимаясь парапланеризмом я видел разные облака, но таких мощных как в Гималаях встречать не приходилось. Ну, началось. На переходе посреди ущелья вдруг резко увеличивается снижение до -5 и через несколько секунд мощный заброс купола назад. Отпускаю руки - разгон, перекладываю вес, отрабатываю клевантой и мой "Октан" со свистом вкручивается в поток. Особенностью обработки мощных потоков является то, что ты на полном ходу врезаешься в поток и практически сразу начинаешь крутить спираль. За первый оборот центруешь его не сбавляя скорости. А дальше вперёд и вверх. И вот хребет стоящий перед тобой мощной крепостной стеной стремительно уходит вниз, минута и ты под кромкой облаков. Пора на переход. Как камни из раскрученной пращи вылетаем с Лёхой из потока. Получаю ассиметричку, переношу вес на "живую" консоль, немного компенсирую клевантой. Высоты достаточно, поэтому на складывания можно особо внимания не обращать. Просто не допускаю разворота. На акселератор и вперёд. Внизу "пролетают", не путать с "проплывают" хребты, ущелья, снежные вершины, в общем, романтика. Кручу головой смотря по сторонам, снимаю видео, вид потрясающий. Есть какая то сумасшедшая радость когда удаётся оседлать бешеную погоду и мчатся на ней вперёд и вверх. Хочется петь, всё тело работает как один слаженный механизм. Вот тот момент когда человек становиться птицей. Вот этот восторг от полёта.
К реальности возвращает голос Лёхи а рации, говорит что становиться жёстко. Короткое " селекторное" совещание. Принимаем решение лететь дальше, ещё несколько километров. Вариометр орёт на одной ноте, боковым зрением вижу полностью заполненный плюсовой сектор. Не успеваю выйти из потока, влетаю в тёмное неприветливо-холодное облако. Леха , земля, небо всё сразу исчезает. Перехожу на ориентирование по GPS. Ага долина там. Представляю расположение ближайшего хребта. Память услужливо восстанавливает самые мелкие подробности рельефа. Продвигаюсь ориентируясь по GPS в сторону долины. Делаю кач влево, на обратном ходу пытаюсь загнать купол в глубочайший спиралдайв, не тут то было, сильный поток выравнивает крен. Резкий переброс веса в право, отработка правой клевантой, и выдавливание левого ряда приводят к желаемому результату. Бешено вращаясь продвигаюсь медленно вниз. Подомной начинает светлеть, постоянно ожидаю появление горного хребта. Выход с помощью спирали из облака в горах достаточно опасное действие. Никогда не знаешь, что ожидает внизу. Из-за дрейфа вместе с облаком можно продвинуться на достаточно большое расстояние. Вот так сюрприз, прямо подомной Лёха, и он поднимается навстречу в спирали. Резко поднимаю правую клеванту вверх, левую опускаю вниз, жду секунду пока купол меняет угол крена, опять перекладываю вес вправо, доворачиваю оборот, выхожу из спирали. Разошлись! Оглядываясь назад вижу как Лёха исчезает в облаке.
Координируем действия по рации. По ходу выпадая из облаков двигаемся дальше по маршруту. Купол всё время швыряет и складывает. Облака начинают резко темнеть. Рельеф повышается и некоторые хребты начинают исчезать в облаках. Лететь в них "по приборам" становиться очень опасно. Внезапно воздух впереди становиться матово-серым, подлетаем ближе, ого, это снег. Проходим по краю снежного заряда. Снег в воздухе - пугающе завораживающее зрелище, ну и хорошо, что не дождь. Наблюдаю как снежная крупа летит вниз, а потом вверх, а потом опять вниз. Попадаю в очень мощный поток, долго борюсь, пытаясь вырваться из тучи. Это удаётся с огромным трудом, спиралью на сложенных ушах, периодически поддавливая акселератом. Купол постоянно кидает, он всё время меняет крен и скорость снижения. В какой то момент начинает казаться что, это никогда не кончиться. Руки сильно устали. Вспоминается история про улетевшего в грозу парня из Непала. Понимаешь что водитель ничего не придумал. Ещё минут 30 борьбы и мы у кромки грозы. Леха по инерции борясь с набором высоты теряет её и начинает "облизывать" хребет. Связываемся по рации. Он говорит, что кругом одни "минуса" и он наверно будет садиться. Я дальше в горах и собираюсь продолжать маршрут. Через несколько минут полёта при пересечении хребта получаю мощный клевок с глубоким фронтальным складыванием, прокачиваю купол и он почти вернувшись в лётное положение вдруг опять резко прыгает вниз под ноги при этом фронтально складывается и накручивается почти оборот на стропы, так что я вижу его верхнюю поверхность. Пролетаю мимо купола вниз как на неудачно выполненном "LOOPe". Сильный рывок, раскрытие, клевок вперёд, компенсация, перевод купола во вращение. Ну вроде всё нормально. Снова резко включается звук , зуммер вариометра. Замечаю, что гроза увеличивается в объёме, а небо дальше в горах становилось чёрным. Похоже хватит испытывать судьбу.
Связываюсь с Лёхой, он говорит, что сидит на хребте недалеко от горной деревни. Разворачиваюсь назад. Принимаю решение - садится рядом с Лёхой. Из этой глуши выбираться вдвоём веселее, да и сильно устал. В воздухе всё время долбит. Становлюсь в нисходящую спираль, чтоб, побыстрей потерять высоту, над местом Лёхиной посадки. Сверху место посадки на хребте казалось почти плоской площадкой, но метров за 20 до земли выходя из спирали, я понял, что это большая воронка, а Лёха сел на её край. Пока ориентировался что и куда дует, оказался ниже края воронки и сразу же попал в ротор, начались резкие клевки купола сопровождающиеся снижением -6. С трудом удерживал аппарат, падаю в склон ямы. Выручило умение садиться в негативе, в последний момент резко сорвал консоль, аппарат развернулся до 10 градусов. Я встретился с многострадальной индийской землёй. В общем мощный протектор и посадка вдоль склона смягчила удар. Камера при приземлении случайно включилась, и у меня осталось незабываемые кадры тестирования организма после жёсткого удара, сопровождаемые не особо оригинальным саундтреком , состоявшим в основном из трудно-переводимых на другие языки не очень ласковых слов.
Оставляю купол висеть на редких кустах склонах, поднимаюсь наверх, где Лёха в окружении местных жителей небельмеса не понимающих по английски, пытается выяснить как называется место где мы находимся, какие дикие звери водятся в этих джунглях и как отсюда выбраться. Взяв "языка" подымаемся вверх по хребту. Выходим на связь с водителем джипа и он спрашивает на хинди у местного у местного где мы находимся. Вроде всё ОК. но не тут то было. Местный житель никогда не видел рации и поэтому отвечать начал сразу - же как только слышал начало вопроса, совершенно не заботясь о том успеет Лёха переключить станцию на передачу или нет. Этот небольшой нюанс общения оказался огромной проблемой, 40 минут мы бились пытаясь заставить парня сделать паузу. Пока Лёха неожиданно не изобрёл систему знаков, увидя которые индус от удивления замолчал и ответил с так необходимою нам задержкой в 10 секунд. Через 4 часа за нами приехал джип. Я давно так не радовался при виде автомобиля. И мы вернулись в Бир. Где уже все знали про 2-х "креёзи пайлатс" улетевших в грозу. А водитель был очень горд тем, что именно он нашёл этих парней. Ну и в общем все как обычно радовались. А мы готовились к завтрашним полётам. Ну и ещё думали о том, что почти знаем что такое гроза в Гималаях. А главное можем об этом рассказать.
И был вечер - обсуждение полётов. И была ночь и было утро.
Автор: Владимир Перевалов |