Спасение утопающего - дело рук самого утопающего
6-го января 2008 года я попал в ту ситуацию, которую не пожелал бы никому. Звонок резко постаревших родителей сообщил, что брат разбился в Венесуэле, сломал позвоночник и прооперирован. Следующие две недели дали мне неоценимый жизненный опыт, которым я хочу поделиться и который, я надеюсь, не пригодиться Вам никогда. В этой статье я хочу дать основные параметры спасения человека в современных условиях Украины. Дать реальную оценку существующим механизмам спасения, поделиться своим опытом, в надежде, что это поможет спасти чью-нибудь жизнь.
Необходимые параметры.
Пострадавший, должен обладать бесконечной волей к победе и никогда не сдаваться, иначе его никто не спасет. Его сил должно хватить на то, чтобы организовать, «поднять на ноги» достаточное количество людей для его спасения. Обращаться необходимо ко всем и использовать все возможности, не зависимо от их кажущейся нереальности. Человек, решивший, что он будет «болеть» а его спасут, практически отдает себя в руки случая, который может быть к нему не благосклонен. Здесь нет компромиссов, единственная установка - бороться до конца всеми возможными способами.
Спасатели.
Когда речь идет о жизни близкого человека (друга, брата) в действиях помогающих (далее спасателей) появляется дополнительная составляющая. У них нет права не проигрыш, тут нельзя сдаться, устать, принять не правильное решение и т.д. у них остается единственное право – выиграть. Поэтому настоящий спасатель должен, прежде всего, быть «терминатором» своей уверенности в успех. Выиграть одному не возможно. Только Команда может победить. У одного человека слишком мало физических сил, часов в сутках, возможностей, денег и т.д. Поэтому при появлении «аварийной» ситуации, прежде всего, должна быть создана команда, которая и займется спасением. В команде должен быть лидер, по возможности наиболее опытный человек, который возьмет на себя ответственность за аккумулирование информации и принятие решений. Общий успех никогда не зависит только от донного решения. Он зависит от десятков решений, которые должны быть абсолютно правильные. Ошибка в одном из них сделает все предыдущие и последующие решения бессмысленными.Команда начнет работать со страховыми компаниями, компаниями ассистентами, государственными органами, авиалиниями и т.д. одновременно проходя этапы формирования. Часть людей окажутся бесполезными или просто безразличными, часть инициативными и очень нужными. Структура должны быть сформирована и начать эффективно работать. Для этого необходимо наиболее реалистично понимать позиции, квалификации и мотивации всех участников процесса : страховой компании, компании ассистента, персонала этих и других организаций, государственных органов и т.д.
Начну по порядку.
Команда
Команда спасателей - это собрание самостоятельных инициативных людей, каждый из которых умеет и хочет участвовать в спасении. Основной принцип команды заключается в том, что все вносят свои предложения, но, приняв решение все выполняют именно его. Это не автократичная структура с центром, принимающим решение, а группа с информационным центром, который получает, обрабатывает и распространяет информацию.При эвакуации моего брата эта группа формировалась им самим, и многих участников группы я так, когда и не увидел, я даже не вспомню их имена, хотя мы работали постоянно, не останавливаясь не на минуту. Я не знаю, сколько людей участвовало в спасении, я получал от брата чьи- то телефоны, звонил туда и люди делали то, что надо. Иногда люди звонили мне сами и говорили, что уже сделали. Я общался непосредственно с 7-10 участниками группы спасения, но в команду входило людей намного больше, все мы было объединены общей целью. Мы разделили работу на 3 части – 1: работа с тем, что мы уже знаем (страховая, Корес), 2: поиск новых вариантов и возможностей, 3: сбор средств.
1. В страховую «Эталон» и Корес мы звонили беспрерывно, передавая дежурство один другому так же как это делали сотрудники Кореса. Я поставил Skype и постоянно вел переговоры с братом. Всю получаемую информацию я передавал всем и собирал у всех имеющиеся данные. Безлимитный телефон и Skype свели затраты на связь и взаимодействие от тысяч к сотням долларов. Мы держали постоянную связь, и практически все время было понятно состояние дел. Сбор информации шел непрерывно. По полученным данным ставились задачи на местах – консультации с врачами, снимки, билеты, деньги.
2. Основным генератором новых идей был сам пострадавший. И именно эти идеи и принятые по ним действия оказались решающими. Владимир с ребятами смог организовать свою доставку в Каракас. Этот вопрос был практически не решаем из Украины. Единственный метод был использование американской санитарной авиации, который стоил сразу $40 000 без гарантии на успех. Таких денег не было ни у кого. Я был свидетелем этой эвакуации, и считаю, что было сделано невозможное. Точные действия людей, прозвон возможных вариантов, чертовская удача, запустили доставку. Вторым ключевым ходом, было обращение в Министерство Иностранных Дел. Именно МИД сыграл ключевую роль в доставке пострадавшего, и отсутствие его поддержки намного усложнило бы ситуацию. Важным решением было отказаться от Кореса и заниматься всем самостоятельно. Идея об отправке пострадавшего через Москву спасла ситуацию с отсутствием Шангенской визы. Эти решения и обусловили успех мероприятия.
3. Сбор средств является очень важной частью процесса спасения. Этот процесс довольно трудоемкий, потому что даже простое распространение информации и процесс доставки денег требует много времени, которого нет. Деньги же нужны сразу и в больших количествах. Деньги собирались людьми постоянно и привозились прямо в офис. Приведу пример. 11 часов вечера по Киеву, я в туристическом бюро Авиатур возле цирка с Наталией Грищук (Сотрудники компании добровольно предложили мне свою помощь). Я на прямой связи с консулом в Бразилии, Иберия выставляет требования. Необходимо срочно выкупить билет для 2х человек до Украины, причем весь путь они должны лететь бизнес классом. Сумма порядка $12000. На раздумья у нас есть минуты, далее нужны деньги. Сразу есть около $8000. Деньги подвозят прямо в агентство, мы оплачиваем практически все, триста долларов остаемся должны. Нам дают отсрочку на сутки. В подобных ситуация деньги нужны быстро и не запланировано, времени на их сбор нет. Часть людей должны заниматься именно этим процессом.
Только команда может справиться с ситуацией. Только благодаря ней все получилось. Я не знаю большинство этих людей, но именно они спасли брата.
Авиакомпании.
Авиакомпании, это коммерческие существа, которые работают с потоками людей. Чего они не умеют делать – так это справляться с нестандартными ситуациями. Поэтому, думая о транспортировке, надо понимать, что заставить авиакомпанию сделать что-то нестандартное практически не возможно (это как поменять характер жены). Если же даже с руководством компании какие-то договоренности достигнуты – то наверняка их не выполнят на местах, так как никогда этого не делали, не знают, не умеют, никто не объяснил.
Иберия
Говорить с ними бесполезно, никто на местах решений не принимает, все могут сказать заученный текст. Система фактически не пробиваема ни на каких языках, и не за какие деньги. Выход один – принять успокоительное и пытаться формально соответствовать их требованиям. Все надо обсудить заранее, собрать все документы, сделать в фотошопе документы которых не существует, чтобы формально соответствовать требованиям авиакомпании. Надо знать и не забывать, что сидения в бизнес классе раскладываются в лежачее положение только на межконтинентальных перелетах, а в бизнес классе по Европе надо сидеть. Все вопросы решаются только при наличии всех необходимых справок и документов.
Российские авиалинии
Бардак на порядок выше. Если в Иберии просто не соглашаются на перевозки – то тут соглашаются, но сделать ничего не могут. Основные проблемы – обыкновенное разгильдяйство. Заказали лежачее место в три сидения. На поверку оказывается, что в ряду только два места и смонтировать три сидения не возможно теоретически. Да и пытаться монтировать их забыли, так как никому это не надо. А вообще- то нужны носилки, которые надо брать в аэропорту, но там их нет вообще. Но этого никто не знал.Таким образом, работая с российскими авиакомпаниями надо все обговорить при покупке билета, сразу созвониться с центральным офисом и поговорить с представителем, понять могут ли они сделать то, что обещают. Узнать мнение персонала, врачей, созвониться с каждым отдельно и проконтролировать каждого в отдельности. Иначе ничего не получится.
Министерство Иностранных Дел.
В нашей ситуации МИД сыграл ключевую роль именно благодаря высокой квалификации людей, которые там работают. Консулы различных стран имеют очень высокую подготовку и являются профессионалами в переговорах. Эти люди не врут. Они работают очень четко и продуктивно в любое время дня и ночи. Они на голову выше людей в страховых компаниях и в компаниях ассистентах. Ключевую роль сыграл консул Украины в Бразилии и его представитель в Каракасе. Консульская служба в Испании, организовала перегрузку пострадавшего в следующий самолет, Консульская служба в Москве выделила машину и выполнила перевозку на другой аэродром. МИД может гордиться своими консулами, и если есть возможность обратиться в эту службу, это надо обязательно делать. Эти люди – действительно могут добиваться результата.
Страховые компании.
Покупая страховой полис, особенно если Вы спортсмен, перечитайте несколько раз договор. Обычно этого никто не делает. Именно согласно его пунктам кто-то будет либо не будет что-то делать. Надо понимать, что страховая компания это лишь фасад, ширма для сбора денег. Суть страховой компании, как и любого другого бизнеса – не в оказании услуг населению, а в получении прибыли, и это единственная вещь в которой заинтересована страховая компания. Соответственно, все усилия компании направлены именно на 2 вещи: сбор денег у населения, а НЕ выплаты по каким-то там страховым случаям. Для этого страховая компания проводит рекламные компании по сбору средств у населения рассказывая, что угодно, и имеет грозный щит профессиональных юристов, судей, экспертов и профессиональные отработанные методике которые позволяют не платить по страховым случаям какими бы очевидными они бы не были.
Приведу пример, если вы сообщили о страховом случае во время, но в течение 2 недель не подали заявление, а опоздали, к примеру, на 2 дня, то страховая компания откажет Вам в выплатах, мотивируя этот ход невыполнением условий договора в котором черным по белому написано что заявление должно быть, подано в течение 2 недель. Теперь представим, что в такой же ситуации оказалась коммерческая организации с командой профессиональных юристов, а не беззащитный пострадавший. Просрочка в два дня, в самом худшем случае, была бы оценена честным судом в сумму штрафа равной убыткам понесенным контрагентом за эти 2 дня. Если мы говорим о страховой компании – то убытки равны нулю. Но, для того чтобы добиться правды мы должны идти в суд. Страховая отлично знает, как с этим работать. И далее у нее развязаны руки:
Вариант первый – страховая игнорирует суды, подавая необходимые документы для их переноса. В этом случае суд может затянуться на 3-5 лет оставаясь в рамках закона.
Вариант два – можно придумать экспертизы и доказательства, которые будут отрицать наличие страхового случая. Экспертизу можно опровергнуть только встречной экспертизой. Экспертных организаций ограниченное количество и страховые работают со всеми экспертами. Поэтому, не редко приходя в экспертизу можно получить следующий ответ: «мы работаем со страховой компанией много лет и проводить Вашу опровергающую экспертизу мы не будем»
Вариант три – САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ страховая компания просто не доводит это дело до суда, и не дает ответа, а говорит, что они собирают информацию, думают, болеют и т.д. и врет всем бесконечно долго.
Этих способов масса от самых глупых и наивных до самых изощренных и грязных, они все зависят от размера страховых выплат. Основной козырь страховой компании, тот, что она может ждать бесконечно, так как свои деньги она уже получила. Чем дольше она ждет, тем это более выгодно для нее. У пострадавшего в это время кончается терпение, деньги, настроение этим заниматься и т.д. В 90% люди просто устают и бросают это дело по причине отсутствия ресурсов для доведения дела до конца.
НО, страховая компания очень озабочена не только минимальными выплатами, но и не прекращающимися поступлениями, поэтому, чем больше пострадавший поднимает шуму, пишет в газеты, жалуется в различные органы, тем больше внимания на него обращает страховая. Маркетологи постоянно считают – то ли заплатить этому пострадавшему, то ли заплатить за поднятие имиджа компании. И как только страховую компанию «прижимают» то оказывается что дело, то вовсе не в ней. Она готова все заплатить, просто маленькие бюрократические проволочки и т.д. «Извините, это случайно, вот Ваши денежки, мы сам самые белые и пушистые на рынке».
Вывод один, страховая компания заплатит лишь сильному оппоненту, который может составить ей опасность. Приведу пример, при транспортировке груза часть застрахованного груза была украдена. Страховая компания отказалась от возмещения ущерба под надуманным предлогом. Тогда владелец груза заявил о разрыве всех страховых договоров со страховой компанией по всему потоку транспортируемых грузов. Сумма была значительной, и страховая компания пересмотрела свое решение и вернула деньги за потерянный груз.
Поэтому, когда Вы страхуетесь, читайте договор, и не рассчитывайте на выплаты, а рассчитывайте на продолжительную борьбу и просто многомесячную «тянучку». Или страхуйтесь в той компании, на которую у вас есть рычаги давления. Лучше всего завести договор о страховании между парапланерным клубом и одной страховой компанией и страховаться только там. При этом юристы парапланерного клуба должны изучить деятельность компании, иметь лучшие условия и главное юристы должны выработать «рабочую» методику получения денег от этой страховой компании.
В случае с операциями и транспортировкой брата я столкнулся с ситуацией, когда привлечением всех связей, правд и не правд получилось лишь получить гарантию об оплате для местной Венесуэльской больницы (по данной гарантии деньги до сих пор так и не заплатили, и больница продолжает свои попытки получить деньги за операцию с брата). Все остальные выплаты были игнорированы по принципу третьего пункта. Никто не получил не копейки. Поэтому помните, правда, существует только для сильных.
Корес или компания Ассистент.
Как Я писал ранее, страховая компания это всего лишь фасад не располагающий никакими ресурсами. Т.е. обработать страховой случай никто не может, но это и не бизнес страховой компании. Это бизнес компании Ассистента. Ассистент, это компания, с которой у страховой компании есть договор и которая исполняет все действия по страховым случаям. Бизнес компании Ассистента заключается в «экономном» использовании страховых денег клиента, и при успешной отработке страхового случая в обговоренном бонусе от страховой компании. В случае с братом таким Ассистентом выступала компания Корес. Рассматривая цепочку ответственностей с юридической точки зрения, мы видим весьма печальную картину. Страховая обязана отдать деньги за лечение и транспортировку, но не человеку, а Ассистенту, который «обязан» всех спасти. Но «спасение» для Исполнителя является не обязанностью (у исполнителя нет договора со страховой компанией, где написано, что он должен кого-то спасать. Такого договора нет и с пострадавшим) а вопросом прибыли. И только прибыль является мотивом действий для компании Ассистента. Причем подход везде одинаковый. Ассистент берется за все случаи, не заморачиваясь конечным результатом. Ассистент работает, пока не потратит все Ваши деньги. Далее он сообщает Вам, что ему очень жаль, но деньги закончились, даже если он потратил все Ваши деньги по своей глупости или не профессиональности и в пустую. Приведу пример из истории с братом.
Военно-партизанский самолет доставляет Владимира и Юру «Мурзика» в аэропорт Каракас и Корес покупает для них билеты до Киева. В Киевском офисе Корес сидят абсолютно не профессиональные люди, они ничего не знаю о лежачих больных, о работе с авиакомпаниями, о правилах перевозок и т.д. Для того чтобы забронировать билет они просто обращаются в туристическое агентство, и чтобы отсутствие специальных действий не было так очевидно, все время врут, рассказывая о связях с офисом в Майями и т.д. Авиакомпания не берет пострадавшего на борт самолета, и он остается лежать на бетонных плитах взлетной полосы без лекарств, без знания языка, без возможности перемещаться. Пострадавшему необходимы капельницы с гормонами, для предотвращения отеков, уход и т.д. - но этот момент никого не интересует. Ночью к аэропорту придут бомжи и бездомные с оружием, они заберут все у неподвижного человека, и в лучшем случае оставят его живим. Ответ Кореса - нам очень жаль, что пропали Ваши деньги на не использованных билетах, но мы же не знали, что его не возьмут на борт.
В чем же дело, почему его не взяли на борт, и Корес потратил около 5000 страховых денег просто так? Персонал Кореса – это простые люди с улицы, которые не имеют никакого понятия о том, как спасать людей. Единственно, что они могут это позвонить и поговорить на английском. У них нет ничего – не связей в спасательных службах, не контрактов с авиакомпаниями, не наработанных методик, НИЧЕГО (может, конечно, есть, но они их не используют). Это все вранье и отговорки, чтобы не потерять имидж. Если работник Кореса говорит: не мешайте, все под контролем, Ваш пострадавший будет через несколько часов уже дома, это означает одно. Человек не знает что делать, он сидит, взявшись за голову руками, и придумывает следующую ложь. Он просто ждет окончания своей смены, чтобы передать эту проблему следующему, и забыть об этом навсегда. Эти люди умеют мастерски врать и имеют целый набор штампов и красивых фраз, которые звучат убедительно. Это и понятно. 99% страховых случаев это ангина в Турции или солнечный удар в Египте. Тут все отработано. В не стандартных случаях – они беспомощны и вредны. Перейдем к фактам.
В 2 часа ночи по Украине пострадавшего не пускают в самолет и оставляют в аэропорту, Корес разводит руками, но говорит, что билет на пострадавшего забронирован на следующий день, а на сопровождающего билет просто перенесен на следующий день и они очень скоро улетят. При этом причины снятия пострадавшего с самолета не называются. Их никто не знает. Мы связываемся с консулом Украины в Бразилии, он через своего представителя договаривается о транспортировке пострадавшего в ближайший публичный госпиталь. Никакой особой помощи в госпитале ему не оказывают, но он не на улице. Мы звоним в Корес и говорим, что забрали пострадавшего в госпиталь. Корес сразу врет, что это Майямский офис Кореса забрал пострадавшего. Я начинаю понимать, как устроена эта система умерштвления людей и спрашиваю адрес госпиталя. Никто ничего не знает и все обещают сообщить позже. Я понимаю, что все, что я слышал от Кореса до этого – это вранье. Они ничего не знают и не владеют ситуацией. Я начинаю все проверять. Утром вранье начинает проявляться. Я звоню в туристическое агентство и прошу посмотреть в системе бронь по билету брата – никто ничего на него не бронировал, прошу посмотреть по сопровождающему – его билет аукционный и никак не может быть перенесен на день позже. Я бронирую им обоим билеты сам. Я нахожу знакомых, у которых есть испанские друзья, прошу их помочь и выяснить, почему же моего брата не взяли на борт самолета. Испанцы звонят в Каракас, авиакомпания четко зачитывает положение правил Европейского союза о перевозе лежачих больных:
1. Авиакомпания перевозит лежачих больных только на специальных местах. Чтобы такое место было оборудовано, об этом надо известить компанию за 10 дней.
2. При посадке на борт лежачий больной проходит медосмотр врача авиакомпании и только с его согласия больной допускается на борт.
3. При посадке на борт лежачий больной должен иметь заключения врача о том, что он может быть транспортирован и сопровождающего, который должен иметь удостоверение врача.
Данные правила основаны на том, что если на борту во время полета умирает человек – то самолет обязан сесть в ближайшем аэропорту, не зависимо где он находиться, что чревато большими проблемами и рисками для авиакомпании.
Отсюда следует следующее: в ближайшие 10 дней мой брат при любых вариантах не улетит из Каракаса, Мурзик должен быть врачом, врач авиакомпании должен согласиться взять пострадавшего на борт. Я экстренно созваниваюсь со знакомыми врачами. Ответ один: без лекарств и необходимого ухода, в публичном госпитале Вова умрет намного раньше, чем закончатся 10 дней. Необходима транспортировка любыми средствами в течение 1-2 дней.
Корес не знает ничего об этих причинах и вообще не в курсе ситуации. Предыдущий оператор закончил свою смену и пошел пить пиво, а новый уже готов сказать стандартную фразу, что мы работаем над ситуацией, хотя никто из них и понятия не имеет о настоящем положении дел. Я не думаю что они плохие люди, просто их никто не учил спасению людей, и они не знают что делать. Делают слабые попытки помочь, если не получается то идут домой. Перед Вами простое и довольно мучительное убийство по причине непрофессионализма и безответственности. При этом с юридической точки зрения все чисто и правильно. В конце то концов, ведь Корес не обещал, что он кого-то спасет, он попытается, пока есть деньги, ну если не получилось, он АБСОЛЮТНО ЧЕСТНО ОТКАЖЕТСЯ ОТ ЧАСТИ ГОНОРАРА ЗА ЭТОТ ПОКА ЧТО ЕЩЕ ЖИВОЙ ТРУП.
Ответ один. Если ты не понимаешь в своей работе, то не работай там, где от твоих действий зависит жизнь людей. Если хирург купил себе место в больнице – то он будет убивать людей и оправдать это привлекательностью зарплаты или прогулянными лекциями в мед институте нельзя.
Но именно так это работает. Общаясь с подобными компаниями надо это понимать, никогда не надеяться на них и не доверять им. Необходимо проверять каждый шаг и всегда иметь собственный план действий.
Мы приняли единственно правильное решение – забыли про Корес. и начали, действуем сами. Испанцы находят мобильный доктора авиакомпании и его жены и часами досаждают им, прося пустить на борт пострадавшего. Владимиру делается специальное приспособление, чтобы он мог быть завезен на борт как сидячий больной. Консул ведет переговоры с авиакомпанией, и она выставляет свои условия. Пострадавший и сопровождающий должны лететь только бизнес классом. Я сижу в агентстве Авиатур, мы бронируем и снимаем бронь, ищем рейсы, связки и бронируем снова. Требования меняются. Должны быть выкуплены билеты на весь путь пострадавшего до Киева. В этот день все самолеты из Мадрида летят только с пересадкой в Евросоюзе, необходима Шенгенская виза. Консулы работают, Посольство Украины в Испании связывается с властями и просит визу на 1 день, в Европе 12 ночи, визу на утро сделать не получиться. Судорожно ищем выходы, путь один из Мадрида в Москву. Знакомые врачи срочно выписывают на Юру удостоверения врача, и киевский врач пишет свое заключение, где ставит свой диагноз и берет на себя ответственность за пострадавшего во время транспортировки. Испанцы уговорили врача Иберии, Владимира получилось положить на кресло-каталку, Юрино удостоверение врача сработало. Вова с Юрой вылетают в этот же день из Каракаса.
Моя просьба.
Уважаемые парапланеристы, я долго думал о том, как можно быть готовым к такой ситуации. Решение тут одно, надо накапливать опыт. Только опытные люди смогут уменьшить потери, новичкам придется все пробивать своей головой. Создайте штаб для работы в экстренных ситуациях. Этот штаб должен иметь юриста для выбивания денег из страховых компании, общения с МИДом, и другими госструктурами. Покупайте страховки только через штаб. В штабе должны быть коммуникации, которые смогут поддерживать связь со всеми членами команды и службами. Необходимо иметь возможность звонить в любую точку мира. Нужен лидер штаба, который будет работать только в экстренных ситуациях, собирать команду и принимать решения. Этот штаб не может быть коммерческим и заниматься параллельно обналичкой денег и ксероксом, это должны быть люди, которым верят. Таким способом можно свести к минимуму затраты на транспортировку, и получить страховые деньги, но самое главное, каждый будет уверен, что его никогда не бросят, потому что от него больше нет прибыли.
Благодарность.
Спасибо всем участникам Команды, людям которые сдавали деньги, Вы спасли моего брата, это Ваша победа, без Вас этого бы не произошло.
С уважением,Александр Перевалов. |